R3AZ
Понедельник, 06.05.2024, 05:04
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Интересно ли Вам удалённое управление радио?
1. Да
2. Нет
3. Планирую
4. А что это?
5. Пользуюсь
Всего ответов: 9
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

22:55
SIEMENS VDO 5WY1747A чип-тюнинг ЭБУ двигателя Hyundai Sonata IV (EF)

"Aliena nobis, nostra aliis!"

"Ежели один человек построил, другой завсегда разобрать может!"

(кузнец Степан Степаныч из фильма "Формула Любви")

ред.17.06.2023

28.05.2023

Давно интересовала тема чип-тюнинга автомобилей. Главным образом потому, что некогда пришлось удалить катализаторы на своей старушке HYUNDAI Sonata IV (EF) 2,7 AT ТаГАЗ, после чего контроллер постоянно записывал ошибку кислородного датчика. Решение: ставить обманки или переводить прошивку с Евро-4 на Евро-2, где ошибка лямбда-зонда не фиксируется. Первый вариант был не интересен, по определению. У второго было "два путя": поехать на прошивку в сервис или попытаться сделать это самостоятельно. По деньгам, кстати, выходит одно и то же. Однако, как радиолюбителю, мне был интересен именно вариант самостоятельного изучения и решения вопроса...

Чтобы не "завалить" родной ЭБУ и не остаться без машины на неопределённое время - был куплен аналогичный блок через Авито с доставкой на авторазборе:

ЭБУ SIEMENS VDO 5WY1747A

Надо отдать должное продавцу. По моей просьбе, он отобрал из имеющихся блок именно с индексом А в названии, открыл его, сделал фотографии и даже снял видео.

Процесс поиска блока изначально упирался в то, что я долгое время не знал, какой именно блок стоит у меня. Информация же в сети была весьма противоречивой, т.к. на одних и тех же машинах по комплектации устанавливались разные блоки. Сам блок установлен в очень труднодоступном месте в салоне, а вторым этажом над ним стоит блок управления автоматической коробкой передач:

Расположение ЭБУ в салоне автомобиля

Когда я первый раз до него добрался, то как-то боязно было вообще связываться с этой задумкой - вытащить, прошить и поставить обратно. Пугало обилие жгутов и разъёмов. Прослеживался намёк разработчиков на то, что нечего туда совать свой дилетантский нос. Но собрав волю в кулак, я всё же решил попробовать (см. эпиграф к материалу)).

Крепится данный бутерброд на трёх шпильках гайками на 10. Простыми накидными ключами туда добраться не получилось, пришлось покупать трещётку 3/8' с набором головок:

демонтаж ЭБУ ключом трещёткой

После таинства деинсталляции:

ЭБУ двигателя и автоматической коробки передач

Почему демонтаж? Потому, что данный вид блоков прошивается в boot-режиме BSL (Bootstrap loader) "на столе". 

Кстати говоря, этот контроллер отличается от большинства ещё и тем, что данные иммобилайзера прописаны не в eeprom-памяти (которую он не имеет под эту функцию), а во FLASH-памяти. Поэтому, для того, чтобы клонировать блок - нужно считать прошивку с оригинального блока и записать её в другой.

Если просто заменить родной ЭБУ на другой - машина не заведётся, т.к. не будет синхронизации иммобилайзера и блока (в чужом блоке будет прописан чужой иммобилайзер). 

Кстати, как вариант, наверняка получится метод и с перепайкой чипа памяти, но записать в него нужно именно прошивку с такой же флеш-памяти. Если флеш был вычитан через K-Line интерфейс, то после записи файла во флеш через программатор, машина не заведётся. Нюанс связан с перепутанными шинами данных, как я подглядел на одном из форумов.

В общем, вариант с перепайкой корпусов я оставил на самый крайний случай, как самый радикальный. Совсем не хотелось ковырять девственные блоки. К счастью, необходимости в этом не возникло, да и программатора под подобные устройства у меня давно уже нет. Он был продан, как бесполезный раритетъ. Хотя...

Для операций чтения/записи использовался загрузчик ChipLoader и интерфейс, работающий по шине K-Line. Адаптер я выбрал с чипом FTDI и дополнительными чипами для линий K- и L-:

K-Line адаптер для прошивки ЭБУ

Два других адаптера, бывших у меня в наличии - MINI VCI J2534 и Openport 2.0, работающих по протоколу J2534, не пригодились.

Подробная инструкция по подключению ЭБУ SIEMENS 5WY к интерфейсу есть в справке программы-загрузчика ChipLoader.

Хелп по подключению ЭБУ при прошивке

На практике это выглядело так: 

адаптер VAG KKL

Подключение ЭБУ при программировании

Для контактных лепестков адаптера и ЭБУ подойдут изолированные клемы под обжим 2,8мм и 3,8мм, соответственно. Чтобы свести несколько проводников на плюс - задействовал земляную шину под винты, с использованием наконечников для многожильного провода. Вообще, надёжности контактов нужно уделить должное внимание, т.к. неизвестно, окирпичится ли блок при потере связи или питания в процессе записи...

Для перевода ЭБУ из режима диагностики в режим чтения/записи, согласно хелпу, необходимо замкнуть 24-ю ножку FLASH-памяти (или 104-ю ножку процессора) на корпус через резистор порядка 10к. У меня при таком сопротивлении связь с блоком не устанавливалась и я поставил переменный резистор. При сопротивлении около 4-6кОм блок уверенно выходил на связь с программой. Считывание прошивки занимает около 4-5 минут, запись - чуть дольше, около 6 минут. Размер файлов флеш-памяти для этого блока - строго, 512кБ.

Прошивка ЭБУ SIEMENS VDO 5WY1747A

Последовательность действий была такова: сначала я попробовал считать купленный резервный ЭБУ, потом попробовал его записать считанной прошивкой - получилось. Следующий шаг: я снял родной ЭБУ, считал его и записал эту прошивку в резервный блок. Потом поставил резервный блок в машину и съездил на дачу. Родной ЭБУ, как вы понимаете, был при мне на всякий пожарный. По ходу пьесы, я запустил через адаптер ELM327 отображение нескольких параметров в реальном времени с тем, чтобы сравнить их с данными, которые увижу после перехода на прошивку Евро-2:

контроль параметров он-лайн через адаптер ELM327

Данный скриншот с экрана смартфона сделан во время остановки движения, что видно по оборотам двигателя, нулевой скорости и бесконечно большому мгновенному расходу топлива.

Параллельно, я отправил считанную стоковую (исходную, оригинальную) прошивку калибровщикам, конкретно, АДАКТ-у с просьбой, отключить лямбда-зонд. Никакие улучшения динамики и отключение иммобилайзера не заказывал. На следующий день пришло письмо, что прошивка готова и стоит 2500р.. Немного по-общавшись с калибровщиком на сайте через форму, я оплатил прошивку и скачал её.

Заказ прошивки у калибровщика АДАКТ

После этого, сравнил полученный файл с исходным в HEX-редакторе. Изменения в файлах есть. Чтобы увидеть непосредственные изменения и в каких разделах они производились - нужно иметь соответствующий софт, который стоит денег. Плюс, нужно открывать модуль, в котором будет поддержка именно моего блока и т.д.. В общем, это всё не имеет смысла для работы с одной машиной, поэтому, мне оставалось только довериться известному имени данного калибровщика.

В тот же день я записал купленную изменённую прошивку в родной блок, потом считал её из блока и сравнил в редакторе Hex Editor Neo (активировав пробный период на 14 дней для использования данной функции) с исходным файлом по контрольной сумме и на предмет имеющихся отличий - всё чётко, прошивки абсолютно идентичны.

Сравнение исходного файла прошивки и считанного файла после записи FLASH-памяти

А на следующий день поставил родной ЭБУ с тюнингованной прошивкой под Евро-2 в машину и опять поехал на дачу. Как вы, наверное, уже догадались, теперь резервный блок со стоковой прошивкой был со мной про запас))). К сожалению, адаптер ELM не выдержал такой экзекуции и пару раз сбойнул во время поездки туда-обратно. Его пришлось перезапускать вместе с программой диагностики и т.д..

По ощущениям, расход топлива не увеличился - скорее, наоборот, несколько уменьшился. Однако, пока какие-то выводы делать рано. Так же, check не загорался, как и ожидалось. Чуть позже, добавлю скрин со статистикой на аналогичном километраже.

В заключении, могу сказать, что темы авто-диагностики и чип-тюнинга весьма интересные и разнообразные, со своей спецификой и уймой нюансов. Меня данные направления привлекали давно, но попробовать реализовать задуманное получилось только сейчас. Как говорится, "лучше поздно, чем никогда".

 

17.06.2023

Скрин программы Car Scanner Rus Pro (обновился до платной версии Pro за 349руб.) для смартфона на Android при использовании адаптера OBD-II:

Программа Car Scanner Rus Pro

Этот расход получен при езде без пробок по городу. С пробками, "Ср. расход топлива" поднимается до 12 литров и более. Могу сказать точно, что расход не увеличился, скорее - наоборот. Кроме того, нет перехода в аварийный режим при появлении ошибки ДК2, сопряжённом с повышенным расходом бензина. Так же, я перестал отключать клему аккумулятора, чтобы не сбрасывать адаптации...

К сожалению, Wi-Fi адаптер OBD-II, который я использую сейчас, периодически отваливается и перезапустить его удаётся только путём физического отключения из разъёма. Поэтому, получить более объективную статистику при длительном использовании не получается. 

В целом, результатом я очень доволен! Удачи на дорогах!

 

 

Просмотров: 383 | Добавил: MK748 | Теги: K-Line, Евро-2, 5WY1747A, Hyundai Sonata EF, чип-тюнинг | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz