R3AZ
Вторник, 26.11.2024, 19:04
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная БлогРегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Интересно ли Вам удалённое управление радио?
1. Да
2. Нет
3. Планирую
4. А что это?
5. Пользуюсь
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

13:19
Steinberg UR242

ред. 21.01.2023

14.01.2023

Небольшая заметка о том, как у меня реализована обработка звука при совместной работе с моим самодельным радио.

С оглядкой на своё музыкальное прошлое, достаточно давно хотел приобрести себе внешнюю звуковую карту Steinberg UR242 (некоторые картинки кликабельны).

Внешняя звуковая карта Steinberg UR242

 

Почему именно эту модель? Потому, что она хороша как для музыки, так и для наших радиолюбительских целей. Помимо качественных предусилителей D-Pre от Yamaha, карта имеет на борту DSP-процессор Yamaha. C 2005-го года компания Steinberg является дочкой компании Yamaha и этим обусловлены некоторые моменты в реализации музыкального оборудования. В наличии: консоль программного микшерного пульта, компрессор, ревербератор и параметрический эквалайзер. К слову, последнюю функцию я не использую, т.к. более гибкую настройку даёт 10-ти полосный эквалайзер в программе Thetis, с возможностью регулировки частоты для каждой полосы. Однако, задавшись целью, локализовать всю обработку только в карте - можно выполнить коррекцию АЧХ и силами только одной карты. Правда, с меньшей гибкостью в плане точности настройки в полосе нужных для SSB частот...

Схема подключения к радио выглядит следующим образом: сигнал с конденсаторного микрофона идёт на один микрофонный вход с фантомным питанием +48В звуковой карты Steinberg UR242, где после предварительного усиления и обработки отправляется с линейного выхода на линейный вход трансивера. Настройки софта карты выглядят следующим образом:

настройки карты Steinberg UR242

Среди особенностей карты - возможность сохранять все настройки при отключении от компьютера. Изначально, общение с последним происходит посредством интерфейса USB. Младшие модели карт не имеют такой возможности и для обработки звука в реальном времени всегда должны быть подключены к компьютеру.

Эквализация происходит в трансивере. Настройки - следующие:

настройка 10-ти полосного эквалайзера в Thetis

Обратите внимание, какие частоты я задал для каждого из десяти фейдеров.

АЧХ настроена по методике розового шума (спад - 3дБ на октаву, октава - музыкальный интервал, характеризующий изменение частоты в 2 раза, например: нота "Ля" первой октавы - 440Гц (камертон "вилка"), нота "Ля" второй октавы - 880Гц, музыкальный интервал между этими двумя нотами - октава).

соответствие музыкальных нот - частотам

Полная фортепианная клавиатура - 88 клавиш, количество и название октав - как показано в таблице. В суб-контр октаве всего 3 клавиши (они находятся с левого края клавиатуры), в пятой октаве - только нота "До" (самая правая клавиша). В полной октаве - 12 клавиш - 7 белых и 5 чёрных. Получается: 3+7x12+1=88 клавиш.

пример фортепианной клавиатуры

Ну это - так... лирическое отступление)).

Если взять частоту 100Гц, то в полосе 3,2кГц спад на частоте 3,2кГц должен составить 15дБ (100Гц>>200Гц>>400Гц>>800Гц>>1600Гц>>3200Гц - 5 октав). На практике, область частот выше 2кГц немного повышают по уровню, чтобы сигнал не звучал глухо. Кроме того, при такой разнице в амплитуде АЧХ при наличии QSB или неуверенном приёме станции, над шумами остаётся только нижняя часть спектра полосы. Именно поэтому, принимающий корреспондент слышит только "бу-бу", а не разборчивую речь...

После анализа АЧХ, записанной на ближайшем WebSDR в полосе 3кГц имеем следующую АЧХ, приведённую к линии розового шума:

Коррекция АЧХ эквалайзером

Здесь, светло-зелёная линия - усреднённая АЧХ сигнала, а синее наклонное поле, которое тоже можно отобразить только верхней границей в виде линии - линия розового шума (генерируется в программе). Чем длиннее будет записан фрагмент для анализа АЧХ - тем объективнее будет прорисована усреднённая характеристика амплитуды сигнала.

Позже, рассматривая в сотый раз подобную картинку при многочисленных экспериментах, я убавил в эквалайзере амплитуду на частоте 100Гц и добавил её на частоте 1200Гц примерно на 2дБ. Так же, несколько убавил общий уровень сигнала с карты, т.к. на громких гласных наблюдалось некоторое ограничение сигнала (слышно на записи по ссылке ниже).

Пример звучания радио с выше описанной обработкой.

Так же, была опробована обработка звука на лету с помощью подключаемых VST (Virtual Studio Technology - формат разработан компанией Steinberg в сотрудничестве с компанией Propellerhead, которая впоследствии отказалась от дальнейших работ в этом направлении) и FX плагинов в оболочках DAW (цифровые рабочие аудио станции): FL Studio, Waves MultiRack, Cakewalk by BandLab. Звук получается интереснее (спасибо за запись Дмитрию R3PAM), а возможности его редактирования и обработки - по истине, безграничны... 

Вот пара видео-фрагментов от R2BBJ (моё почтение за запись) без претензий на сказанное выше:

Запись, при аппаратной обработке картой Steinberg UR242 и коррекцией АЧХ в Thetis:

Не обращайте внимание на побочные сигналы на экране трансивера - уровень приёма находится в области S9+60дБ. На самом деле, линейность в динамике - более 40дБ.

Думаю, на слух заметно, что первый вариант (программная обработка) - гучнее, шыбче и гораздее...))) Кстати, спасибо за пресет (сохранённая последовательность цепочки плагинов со всеми настройками в программе обработки) R3PAM. Я только чуть подобрал уровни сигнала между плагинами, подстроив пресет под своё железо. На само деле, занимаясь этим серьёзно, люди сидят часами, днями, а иногда и вообще теряются во времени и пространстве в поисках своего звука под свой голос... У меня на всё это особо времени нет, поэтому позаимствовал наработку коллеги.

Однако, у меня возникла проблема с программной обработкой, которую сходу решить не удалось. А именно: уровень сигнала с линейного выхода звуковой карты компьютера ASUS XONAR DX (именно она используется у меня для обработки с драйверами "ASIO" - тоже, кстати, разработка компании Steinberg) получается недостаточным для линейного входа трансивера. При дополнительном же усилении сигнала фейдером [MIC], в полосе сигнала появляются паразитные сигналы, непрерывно излучающиеся в эфир (скриншот сделан с отключенным микрофоном и внешней звуковой картой, фейдер [MIC] -  в положении максимального усиления).

паразитные наводки в полосе передачи при максимальном усилении сигнала микрофона

Возможно, это связано с топологией печатных плат трансивера или некачественным питанием звукового модуля... Если прислушаться к записи из первого ролика, то посторонний призвук присутствует при передаче и пропадает сразу при отключении станции в самом конце записи.

Это обстоятельство становится заметным корреспондентам с панорамой, принимающим мой сигнал с достаточным уровнем над шумами (R3PAM). Паразитные сигналы по уровню становятся соизмеримы с уровнем полезного сигнала. В общем, данный вопрос находится в проработке...

21.01.2023

Сегодня попробовал оба варианта обработки звука - аппаратную, картой и программную. По характеру, сигналы заметно отличаются друг от друга. В первом варианте звук получается более напористым, но при наблюдении за АЧХ в спектроанализаторе Adobe Audition в динамике, в низкочастотной области видны частоты, которых на самом деле в голосе нет (диапазон частот 60-90Гц). При программной обработке звук отличается большей верностью звучания, первая гармоника находится в области 90-95Гц (как и есть на самом деле). В общем, пока оставил программный вариант обработки до того момента, пока не придут новые идеи...

Схема прохождения сигнала - следующая: сигнал с конденсаторного микрофона поступает на микрофонный вход с фантомным питанием +48В внешней звуковой карты, никакой обработки средствами карты не производится, с линейного выхода карты сигнал отправляется по физическому проводу на линейный вход карты ASUS XONAR DX, которая работает с родным драйвером ASIO в программе Waves Multirack, с линейного выхода этой карты обработанный сигнал подаётся через физический провод на линейный вход (моно) трансивера.

При работе с драйвером ASIO нет возможности регулировки входного и выходного уровня, т.к. суть этого драйвера - идти звуку напрямую, минуя микшерное ядро операционной системы, благодаря чему минимизируется задержка прохождения сигнала и сам звук не подвергается дополнительной обработке, а побитово передаётся от входа к выходу с высокой верностью. Так же, средствами 10-ти полосного эквалайзера в программе Thetis была отредактирована АЧХ путём многократного анализа записанных на WebSDR фрагментах сигнала. 

Тщательно подобрав уровни на ходе и выходе первой звуковой карты, в принципе, удалось добиться его достаточной амплитуды для раскачки трансивера по линейному входу. Выше описанной проблемы с паразитными частотами в полосе полезного сигнала уже не было, за счёт того, что не было необходимости дополнительно усиливать сигнал программным фейдером [MIC], а использовать его в положении, аналогичном первому варианту подключения.

Попробовал записать в одном видео-ролике оба варианта обработки сигнала - аппаратный и программный. За одно, видно как в программе Adobe Audition производится сравнение АЧХ с линией розового шума, который генерируется в этой же программе.

Этого ролика (как и двух предыдущих) на youtube-канале в публичном доступе нет, есть доступ только по прямой ссылке, которая вставляется в код данной страницы. 

Честно говоря, пока сам, в какой-то степени, затрудняюсь отдать однозначное предпочтение какому-либо варианту...

 

Продолжение следует...

 

Просмотров: 637 | Добавил: MK748 | Теги: вшеншяя звуковая карта, eSSB, Steinverg UR242, обработка звука | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Январь 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz