30.05.2013
Добавлено фото усилителя:
24.06.12
Давно хотел попробовать обе лампы и выжать из них максимум возможного. Забегая вперед, могу сказать, что сделать это при использовании одного трансформатора ТС-180, практически невозможно. Драйверному каскаду не хватает напряжения, для выходного каскада - наоборот, есть некоторый избыток и нельзя обойтись без гальванической развязки между каскадами (я использовал минимально возможное сопротивление в 1кОм). В идеале, каскады нужно запитывать от разных источников питания, чтобы раскрыть весь потенциал 6Н8С, обеспечив ей режим работы, близкий к предельно допустимому (Ua=250В, Ia=9-20мА для каждого триода).
С целью минимизации внутреннего сопротивления лампы, я запараллелил оба триода, что позволило снизить вдвое сопротивление анодной нагрузки, увеличив Ua, насколько это было возможно...
Если бы речь шла о 6Н9С с ее, в разы, бОльшим внутренним сопротивлением - каскад строился бы по схеме SRPP (такое решение у меня применено в связке с 6П6С и я его считаю оптимальным).
К несомненным приемуществам 6Н8С могу отнести большой запас по смещению на сетке и относительно низкое внутреннее сопротивление. Ку входного каскада получилось около 16,8. И один триод 6Н8С при Ra=22кОм и два триода в параллель при Ra=11кОм с запасом раскачивают 6П3С-Е при напряжении смещения у последней около -20В. Ку выходного каскада - около 4,9.
Режим работы 6П3С-Е выбран из соображений того, чтобы не превышать максимально допустимую мощность рассеивания на аноде, при этом, лампа не "прохлаждается". Применено фиксированное смещение (с недавних пор я предпочитаю именно его). Выходные трансформаторы от Шалина Алексея, выполнены на железе ОСМ-0,4, приведенное Ra около 3,3кОМ.
За основу взял широко распространенную в сети схему Владимира Пузанова, слегка изменив ее и указав реальные напряжения и токи при использовании ТС-180-2 и двух собраных каналов.
В макете схема у меня выглядит так:
Играет - красиво, разбирать - жалко...:)
Тем не менее, что касается звучания: считаю, что для сравнения "отслушивания" различных схемных решений, рабочих режимов ламп, типа используемых ламп и т.п. нужны определенные, "лабораторные" (я бы сказал) условия. Отслушивание одного и того же материала, при быстрой смене сравниваемых компонентов, "незамыленный" избыточной громкостью слух, правильно оформленная в аккустическом плане комната, достойная аккустика и т.п...
Субъективно, мне звучание понравилось. Не скажу, что я разочарован 6П3С-Е (многие ругают это семейство ламп применительно к аудиофилии, считая, что ей самое место в хулиганской шарманке. Кто-то - наоборот, мобилизует народ из числа единомышленников на воздвижение ей памятника...:))
Свое мнение об этой лампе у меня появилось много позже, при более детальном отслушивании и сравнении с другими комбинациями ламп... Об этом - ниже.
Данные трансы покупались под монстра на 6П45С. Затея там весьма дерзкая - отдельное питание для каждого каскада и канала, фиксированное смещение выходных каскадов. Собирается усь в корпусе от компьютерного системника средних размеров, предполагаемый вес - около 30-ти кг. В драйверном каскаде будут использованы лампы 6С45П-ЕВ.
16.10.2012
Была предпринята отчаянная попытка собрать вышеуказанного монстра:
В какой-то момент понял, что мне будет невероятно сложно развести всю силовую проводку, да и монстр получился неподъёмный (слева внизу планировался к установке ещё один ТС-180-2), сверхку над экраном выходных трансов планировалась распайка самого усилителя:
В итоге, я решил отказаться от стерео-варианта и попробовал собрать в макете моноблок, чтобы послушать звучание и попробовать разные выходные лампы:
После прослушивания 6П45С, 6П42С и 6С41С, пришёл к выводу, что звучание этих ламп мне не нравится... Возможно, причина была в драйвере 6С45П, которую я так и не смог "приготовить"...
Словом, я отложил "на потом" затею с мощным SE и решил вернуться к тем вариантам, которые по звуку меня устраивали в макетах... В последствии, были сделаны моно-блоки на 6Н23П-ЕВ и 6П43П-Е.
20.10.12
Попробовал поженить 6П3С-Е с 6Н9С простым перетыком вместо 6П6С, с подстройкой тока покоя (70mA/289V/-17.2V). После недолгого прослушивания вспомнил отзыв Вадима Пузанова о лампе 6П3С. Полностью согласен с его оценкой качества звучания этой лампы. Низа - с избытком, верх - вялый и невыразительный, кроме того, наблюдается явный дефицит последнего. По совету продавца ламп, погрел усь около десяти часов на предельном уровне громкости на эквивалент нагрузки. Субъективно, верх зазвучал по-лучше, но... не то. Звучание тяжеловато. Для себя поставил эту лампу после всех, ранее опробованных. Тем не менее, справедливости ради, стоит сказать, что классика (смычковые) звучит очень необычно. Думаю, что в двухтактнике басового гитарного комбика ей будет самое место.
Купил пару 6П7С. По отзывам, верх у нее чуть по-лучше. В макете уже собран усь - дело за ТВЗ, как всегда. Субъективно, для раскачки не хватило 6Н8С в SRPP. Лампы смотрятся роскошно. Детальные эксперименты и отслушивание еще впереди...
Кстати, сделал себе раздельный блок питания на два канала со смещением. Трансформаторы - 2xТА31 + ТН32. Теперь, макетить будет ловчее..:)
03.02.2013г.
Промежуточное решение в корпусе - работало несколько дней, после чего были заменены выходные лампы на 6П6С, с основательной переделкой питания. На самом деле, субъективно, звучание 6П7С мне нравилось больше. Кроме того, эти лампы имеют очень красивое свечение, а голубое электронное облако подвижно в такт музыке - выглядит очень живо! Жалею, что переделал...
|