R3AZ
Понедельник, 15.10.2018, 15:31
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Наш опрос
Какой вид УКВ-связи предпочитаете
1. Прямой канал
2. Все виды
3. Репитеры
4. Интернет-линки
Всего ответов: 112
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2012 » Март » 7 » Мой первый лампач - "ТАНЧИК"
12:15
Мой первый лампач - "ТАНЧИК"
30.05.2013
Добавлено фото усилителя:
 
усилитель на 6Ф5П
 
06.03.2012
После перебора на макетах разных вариантов схемных решений для 6Ф5П, остановился на такой схеме (см.рис.). Также, указанные номиналы деталей посчитал оптимальными.
Uэ - действующее напряжение с учётом просадки на б/п, при подключении двух каналов. Общий ток потребления - примерно 103-105мА. Лофтин-Уайт (без межкаскадного конденсатора) не понравился по характеру звучания (на мой взгляд, звучание резковатое), очень сильно греется катодный резистор. За то, синус с тестового диска диффузоры низкочастотника отрабатывают уже от одного Герца...))
 
Схема с фиксированным смещением по А.Манакову не понравилась по режиму работы пентода (по неопытности спалил одну лампу), но ещё буду экспериментировать и попробую 6Ф3П. Рабочая точка пентода сильно отличается от рекомендуемой производителем, хотя, могу заблуждаться, по неопытности...
 
К сожалению, ни где в описаниях подобного решения с фиксированным смещением я не встречал предупреждения о том, что нужно быть очень осторожным с настройкой режима, чтобы не задать случайно большой ток через лампу. В моём эксперименте прозошло непредвиденное обстоятельство - многооборотный подстроечный резистор отечественного производства в определённом положении просто разрывал цепь и лампа моментально уходила в разогрев... Поэтому, в следующий раз, начинать настройку буду с максимального отрицательного запирающего напряжения смещения и делать его с некоторым запасом...
 
Выходные трансформаторы от Матюшин.ком (Ra=5кОм), оттуда же и компактный анодно-накальный тороид. Качество трансформаторов достаточно высокое, тороид под 6Ф5П даже не хотелось выпускать из рук:). На все последующие усилители буду заказывать моточные изделия в этой же компании...
 
Усилитель в собраном корпусе из двух компьютерных блоков питания.
 
 
Вид сзади:
 
 
Ох и намучился я с установкой второго выключателя! :)
 
В верхней части собран выпрямитель анодного напряжения. Так было сначала.
 
 
Потом добавил ёмкостей после дросселей и сделал развязку по питанию между каскадами (по совету А.В. Матюшина).
 
 
В нижней - анодник и все компоненты схемы усилителя, в задней нижней части расположились выходные трансы от http://matyushin.com
 
 
Вид снизу.
 
 
Потом ещё сделал вентиляционные отверстия по всей нижней крышке.
 
 
Фото первого варианта монтажа внутри.
 
 
На самом деле, это вариант Лофтин-Уайт, видны десятиваттные резисторы в катоде пентода. От этого решения я отказался впоследствии и монтаж внутри сейчас выглядит несколько иначе. На месте входных терминалов стоят переменники, а терминалы установлены межу ними. Все корпусные провода разведены звездой от средней точки спайки лепестков терминалов. На этой фотографии я хотел показать размещение анодника и его внешний вид...
 
Регулировка громкости сделана не совсем традиционно. С другой стороны, я был приятно удивлён, когда увидел аналогичное решение в схемах усилителей фирмы "Music Angel".
 
Попробовал несколько типов переменных резисторов - некоторые заметно искажают звук (видно на осциллограммах). Пробовал вариант с фиксированными переключателями на реле - громоздко и недостаточно положений для тонкой регулировки. Хотя, было интересно  придумать и собрать схему, при которой не слышны броски звука при переключениях (получилось с третьего раза:)).
 
Делать на аттенюаторе из пермалоевых трансов - пока дорого. Покупать сдвоенный ALPS пока не стал, да и считаю, что возможность регулировки баланса (путём раздельных регуляторов), функция очень полезная.
 
С выхода CD у моих плееров идёт 2,8В (при уровне сигнала "0"дБ), так что, пришлось сделать дополнительный делитель по входу. Кстати, по В.Пузанову, входное напряжение должно быть не выше половины от напряжения на катоде триода. Во время экспериментов, я в этом сам убедился (при превышении определённого уровня, начинает искажаться пик одного из полупериодов синусоиды - сеточные токи). У моего CD-плеера Pioneer PD-S502E  есть возможность ступенчатой регулировки громкости с пульта (клёвая штука!) и на определённых уровнях сигнала (вплоть до "0"дБ) начинает срезаться часть одного полупериода (используется тестовый диск) и резко появляются искажения сигнала. Задача - не допускать перегрузки по входу триода. На некоторых схемах указано катодное напряжение, скажем, 0.7В, соответственно, входной сигнал на сетке триода не должен превышать по амплитуде 350мВ при максимальной громкости.
 
Вообще, текущее решение с делителем на входе, рассматриваю, как временное. Однако, нет ничего более постоянного, чем временное...:)
 
Блок питания выполнен по самой простой схеме (по материалам А.Манакова). Обязательно нужна задержка подачи анодного напряжения, чтобы продлить срок службы лампы. Дроссели - от ламповых телевизоров.
 
Понравилось решение задержки подачи анодного напряжения с помощью реле - планирую как-нибудь сделать в других усилителях.
 
Для настройки использовал записаный в звуковом редакторе "SoundForge" CD с синусоидой разной частоты по уровню "0"дБ, "-3"дБ, "-6"дБ и т.п.  в стерео-варианте. Очень прикольно наблюдать, как низкочастотники отрабатывают частоту от 1Гц. А при искажении синуса (превышение уровня на входе триода, например) отчётливо слышен характер искажений на слух. Параллельно, удобно наблюдать это на осцилле. Надо будет выложить в файлы образ тестового диска...
 
Также, сделал простенький генератор меандра, чтобы посмотреть на вносимые усилителем изменения в АЧХ (очень хорошо видно, как на слабых трансах ТВ-ЗШ и им подобных срезаются низа:)). В этом аспекте, рекомендую ознакомиться с материалом по ссылке: http://radio-gl.narod.ru/remont/osc/osc.htm
 
Схему генератора использовал такую:

Что ещё? Ах да, корпус разведён звездой, место встречи всех проводов - на корпусных лепестках входных сигнальных разъёмов, лепестки также спаяны друг с другом. Опять же, по В.Пузанову.
 
Фото окончательного варианта:
 
 
Межкаскадные конденсаторы решил оставить К42У-2. Их звучание меня вполне устраивает. В следующих усилителях планирую попробовать ФТ-3 и К40У-9.
 
Кстати, своё знакомство с ламповой техникой я начал с форумов и через пару недель в голове у меня была полная каша... Постепенно, пообщавшись по мылу с некоторыми форумчанами и авторами схем, более-менее выстроилась общая картина понимания основных моментов.
 
Однако, чтобы не уйти в ненужные дебри (направление завивки акустических проводов, влияние типа металла монет под шипами подставок колонок на звук, день недели, лунная фаза, ориентация по сторонам горизонта, для правильной намотки выходных трансформаторов и т.п.), рекомендую прочесть сначала два источника - книгу Торопкина М.В. "Ламповый Hi-Fi усилитель своими руками" и цикл статей В.Пузанова, посвящённый конструированию ламповых усилителей. Для начала, этого будет более чем достаточно. http://musicangel.ru/mess030.htm
 
Выражаю свою благодарность лично Сергееву Сергею (http://tubeaudio.ucoz.ru), за помощь и информацию в личной переписке на ламповую тематику. Также, очень благодарен Сергею Васильевичу Матюшину (http://matyushin.com) за изготовление трансформаторов и полезную информацию в переписке.
 
Первичную же информацию, я почерпнул на ресурсе: http://www.gzip.ru/vintage
Спасибо огромное автору за его труд!
 
В заключении, хочу привести график линии нагрузки лампы 6Ф5П при приведённом сопротивлении выходного трансформатора 5кОм. Исходный график ВАХ был позаимствован на ресурсе: http://valvelab.pochta.ru/index.htm
 
 
Жёлтая линия - вспомогательная - проводится от точки произвольно выбранного Ua, делённого на приведённое сопротивление имеющегося выходного трансформатора, в полученную, по закону Ома, точку Ia (300В/5000Ом=0.05А). Далее, параллельная (синяя) линия проводится вверх, вплоть до линии предельно-допустимой рассеиваемой мощности на аноде лампы (красная пунктирная), до пересечения с данной линией. Выбирается какое-либо значение Ua0 (например, в пределах рекомендуемого производетелем), здесь выбрано значение 175В. В точке пересечения линии нагузки и смещения на управляющей сетке, определяется ток покоя Ia0. На графике, Uc0="-20В", Ia0="55мА".
 
Зелёная линия - линия нагрузки пентодной части лампы, работающей в триодном режиме, при выбраном Ra нагрузки. Хочу обратить внимаение, что верхнее и нижнее плечи линии проводятся по принципу равенства модулей напряжения смещения, относительно средней точки Uc0="-20В" (в данном случае, 20В до Uc="0В" и 20В до линии Uc="-40В").
 
Кстати, о принципе определения точки Iamin (Uamax) ни в одном из общеизвестных источников не говорится подбробно. Я имею ввиду, например, источники:
или "Справочник радио любителя" (Терещук, Домбругов, Босый)
Возможно, для кого-то это очевидно, но мне это стало понятно далеко не сразу...
 
Построив несколько графиков для нагрузок от 3К до 7,5К, я пришёл к выводу, что оптимальное значение нагрузки для пентодной части данной лампы, работающей в триодном режиме, находится в пределах 6кОм... Я основывался на том, что разница между значениями Iamax-Ia0 и Ia0-Iamin, при данном сопротивлении - минимальна.
 
Не берусь утверждать, что правильно разобрался с принципом построения линии нагрузки лампы по ВАХ, но на сегодняшний момент, я себе это представляю так...
 
Удачи всем, кристально чистого, лёгкого звука, заоблачной прозрачности и безграничной глубины сцены! :)
 
p.s. Наконец-то, я закончил свой первый усь. Перехожу к реализации в корпусе схемы на 6Н9С+6П6С+5Ц3С. Благо, все трансы уже есть, подобран корпус, в макете усь поёт и весьма ласкает мой слух..:)
 
26.07.2014
После относительно длительного периода увлечения сборкой ламповых SE и PP усилителей, была предпринята попытка сделать акустику. Выбор пал на конструктив ОЯ (открытый ящик) и динамики 4ГД-28, 6ГДВ-2. Комплект динамиков был куплен у господина Манакова, детали корпуса - в ближайшем хозмаге. Конструкция пока не закончена, но предварительное прослушивание через Танчик уже проведено...:)) Впереди оклейка корпуса изнутри и, возможно, декоративная отделка корпуса... Объём ящиков - более 200м.куб. Измерения АЧХ не проводились (никогда этого ранее не делал), но субъективно, классику и рок слушать через данную конструкцию на много интереснее, чем через те же S-90.
 
 
31.01.2016
Любопытный факт. Прослушивая свой тестовый диск, обнаружил, что порог слышимости моего уха - 15кГц. Оказалось, что мой ребенок слышит до 18кГц. Возможно, этот предел был связан с возможностями ВЧ-динамиков. Нижняя граница частот, отчетливо слышимых через данные колонки - 60Гц.
 
10.03,2016
Давал усилитель на "послушать" приятелю. По отзыву, было с избытком низов при дефиците верхов... Несколько изменил схему - убрал резистор на 22кОм после входного регулятора громкости, заменил межкаскадные конденсаторы на К71-7 0,47uF и уменьшил резисторы утечки пентодов до 100кОм. АЧХ усилителя и фото работающих ламп выложил здесь.
 
Продолжение следует...
Просмотров: 6688 | Добавил: MK748 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2018
    Бесплатный хостинг uCoz