08.02.2012
Приступил к сборке второго усилителя на 6Н9С+6П6С+5Ц3С (Информация по лампам позаимствована с сайта http://istok2.com). За основу взял вот эту схему:
Межкаскадные конденсаторы поставлю ФТ-3 0,22мФ. Впрочем, у меня есть К40У-9 и К42У-2 ёмкостями 0.47мФ. Также, попробую поставить в катоды бумагу по 20мФx160В. Общий вес уся будет килограмм десять...:)
Сегодня за один день сделал вот что (вид сзади). Снизу, под входными трансами спрятались дроссели, прижатые траверсами со шпильками. Удалось избежать дополнительных отверстий в верхней крышке на видных местах. Уже распаян накал и анодное... Корпус от старого CD-плеера, куплен у дедов на Митьке за 100руб. Сочетание бордового с чёрным мне очень нравится, кстати... Задняя панель бует из алюминиевого уголка 40x20. На ней разместится вся коммутация. Выходы на колонки я делаю на 4Ом и 8Ом, поскольку у меня есть разная акустика. Насчёт передней панели пока размышляю. Лампы и все детали - новые. В макете усь уже был проверен и понравился по качеству звучания... Все трансформаторы от http://matyushin.com
09.03.2012
Первый раз использовал кенотрон, поэтому, пришлось заново подбирать режимы работы ламп и все напряжения. Мой вариант схемы выглядит так:
Все номиналы деталей и напряжения на своих вариантах схем привожу в точности с теми, которые имеют место быть.
Сначала сделал вариант без развязки по питанию между каскадами, но мне подсказали (С.В.Матюшин), что развязка обязательно нужна (резистор 3,3кОм и два конденсатора после него), тем более, что первый каскад проще ввести в нужный режим.
Последовательность подбора режимов была такой. Сначала пришлось понизить выпрямленное напряжение после кенотрона, нагрузив выход на резистор 3.3кОм 20Вт при токе около 110мА (близкий к будущему рабочему току, с запасом). После фильтров блока питания имел целых 360В. Резисторы по 820Ом 7,5Вт в выпрямителе после дросселя каждого канала понизили напряжение до приемлемого уровня 308-310В. После гасящих резисторов ставим ёмкости. У меня стоят электролиты "Jamicon" 330uF x 400V + 1uF(плёнка, шунтирующие) в каждом канале.
(В дальнейшем, я отказался от гасящих резисторов 820Ом в блоке питания, после дросселей, по настоятельной рекомендации С.В. Матюшина.)
Для подбора напряжений, сразу нужно паять оба канала, чтобы не делать эту работу несколько раз...
Потом собрал выходные каскады, нагрузил ими блок питания - убедился, что рабочая точка пентодов в триодном включении вписывается в норму по току анода и рассеиваемой мощности...
В последнюю очередь собирал первые каскады. Критериев было два - анодный резистор должен быть в пределах 47кОм-51кОм, напряжение земля-катод - около 1.4В (по В.Пузанову). Получил Ua=187В - убедился, что рабочая точка триодов находится в пределах нормы. Однако, детальный подбор режимов ламп обоих каскадов оставил на потом...
Делитель входного сигнала сделал, как и в первом усилителе на 6Ф5П, с учётом того, что с выхода CD-плеера по уровню "0"дБ выходит 1,2В переменки.
Итак, подошло время включить полу-макет, полу-собранных усилитель. Выглядело это так:
Параллельно, стало понятно, где располагать и как крепить наиболее габаритные компоненты...
Да, чуть не забыл - усь поёт! Ничто не задымилось, не загудело, ещё раз промерены все напряжения в контрольных точках, заменена одна лампа (подбор по идентичности напряжений в каналах), звучание мне нравится! Желание, по-скорее закончить сборку, только прибавилось! Однако, не в ущерб качеству. Всё-таки, делаешь вещь для себя, любимого...;)
10.03.12
Сегодня купил недостающие компоненты, распаял и проверил один канал:
13.03.12
Вчера распаял второй канал, сегодня подбирал режимы работы ламп, путём перебора номиналов катодных резисторов...
Не знаю, в текущих режимах ламп ли дело или в конденсаторах ФТ-3, но звук - потрясающий, даже на таких дровах, как S90-B. В общем, я доволен!
Допустил мега-косяк при разметке - правая лампа стоит на 8мм ближе к передней панели - семь раз отмерь, как говорится... Было очень досадно, но потом решил махнуть рукой. На самом деле, сейчас, я бы обе лампы 6П6С подвинул ещё ближе к передней панели, чтобы между продольными осями одноимённых ламп слева направо, относительно оси кенотрона, было одинаковое расстояние. Словом, хорошая мысля - приходит опосля, да и всё это - сугубо индивидуально..:)
Планирую на этой неделе закончить этот усилитель и приступить к усилку для наушников. Хочу попробовать схему SRPP на 6Н23П-ЕВ...
17.03.2012
Сделал переднюю и заднюю панели. Использовал уголок 50мм x 50мм
18.03.12
Закончил монтаж внутри.
Корпус разведён звездой (стойка в середине). Для разводки питания использовался монтажный кабель сечением 0,75 квадрата. От входных гнёзд проложен экранированный кабель до регуляторов громкости. Уровень фона лежит за пределами чувствительности моих АС S-90В.
В качестве дросселей использована первичная обмотка трансформаторов ТВК-110ЛМ, поскольку, пришлось, по максимуму, гасить избыток напряжения источника, расчитанного на нагрузку 200мА 300В. Резисторы ставить не хотелось, а имеющиеся у меня дроссели Др-2,3-02 имеют меньшее кол-во витков и меньшую индуктивность.
Осталось доработать родную нижнюю часть корпуса, чтобы она смогла закрыться, не мешая установленным компонентам. Также, чем-то нужно будет закрыть три верхних трансформатора.
19.03.2012
Сегодня доделал нижнюю крышку. Здорово помог электролобзик. Уверен - соседям звук понравился:)). Потом, подверг усилитель жесткой пытке меандром и перевез его на постоянный QTH. Как привёз - первым делом завесил - 10кг, как и предполагал... :)
По меандру. Схему генератора давал здесь. В натуре, собранный, на скорую руку, генератор у меня выглядит так:
Показывает на частоте 1кГц вот что:
15.05.2015
Долго смеялся, когда узнал, что у моего осциллографа сбоку есть вход 1кГц и можно было его задействовать, а не городить целый генератор...:))
Осциллограф у меня одно-лучевой, поэтому, смотрим в два этапа...
Подав этот меандр на вход усилителя, подключив эквивалент нагрузки (резисторы, общим сопротивлением 8,1Ом), на выходе имеем следующую форму сигнала:
Как и ожидалось, есть ослабление на низких частотах. Однако, нет возбуждения в каком либо секторе звукового диапазона, нет резкого подъёма, фронт сигнала приемлем. Словом, результатом я более чем доволен!
В заключении, приведу мой расчёт линии нагрузки для лучевого пентода 6П6С, работающего в триодном режиме, исходя из приведённого сопротивления нагрузки 5кОм. График ВАХ позаимствован на сайте: http://valvelab.pochta.ru/index.htm
Здесь:
-жёлтая линия(N-M) - вспомогательная, откладывается исходя из приведённого сопротивления имеющегося выходного трансформатора, таким образом, получаем Ua(произвольное значение)/Ra(5кОм в данном случае)=60мА;
-синяя линия(D-E) - параллельна вспомогательной, проходит через выбранную рабочую точку лампы, исходя из рекомендованного производителем значения Ua0=250В;
-зелёная линия(A-B-C) - искомая линия нагрузки, проходит по синей линии от нулевого смещения(точка A) на управляющей сетке Uc=0В, через рабочую точку лампы(точка B, Uc0=12,5В) до значения смещения Uc=25В(точка С). По модулю, напряжения смещения в плечах А-В и В-С равны между собой(по 12,5В, в данном случае).
К сожалению, на практике, при сборке данного усилителя, рабочая точка лампы 6П6С, в моём случае, лежит несколько в другой области и оптимальных расчётных режимов мне добиться не удалось (слишком завышено напряжение источника питания) без применения гасящих резисторов...
10.06.2012
Кардинально переделал схемотехнику - драйверный каскад собрал по схеме SRPP, сделал фиксированное смещение для лампы выходного каскада, убрал резистор на входе до регулятора громкости, сопротивление в цепи сетки выходного каскада понизил до 100кОм (согласно тех.документации на данную лампу).
Напряжение на 2-й ножке лампы драйверного каскада 160-165В. Схема SRPP изображена не совсем традиционно...
6П6С работает в режиме Ua=324В, Ia=41mA, катод подключен на корпус, резистор сетка-анод - 100Ом. Фактическое напряжение смещени -15,5В не совпадает со значением тока и напряжения, если использовать представленный график ВАХ (согласно графику, смещение должно быть где-то -23В, при таких значениях анодного напряжения и тока).
Субъективно, звучание изменилось в лучшую сторону - усилитель задышал, что называется и, однозначно, прибавилось низов... Думаю, оставлю такой вариант схемы.
15.05.2015
На самом деле, резистор регулировки напряжения смещения лучше включать таким образом, чтобы обрыв в цепи подвижного контакта не привёл к выходу лампы из строя. Т.е. ставить его нужно не параллельно, а последовательно в одно плечо делителя напряжения и подобрать делитель таким образом, чтобы при нарушении контакта, напряжение в средней точке делителя не было аварийным для лампы...
Кроме того, входной резистор я давно уже ставлю не более 5кОм и стараюсь делать питание каскадов раздельным.
18.10.12
Убрал в питании большую емкость после кенотрона. Поставил МБГП-2 4мФx400В. Синее облако в колбе кенотрона при включении пропало. Обратил внимание, что вверху колбы образовалось темное кольцо, шириной около сантиметра. На форуме Аудиопортала наткнулся на инфу, что подбором емкости после кенотрона (до дросселя) от 2-х до 10мФ можно регулировать выходное напряжение в значительных пределах - собираюсь попробовать, т.к. есть желание понизить анодное для выходных ламп. Убрал ТВК-110ЛМ в фильтрах питания и поставил дроссели Др-2,3-0,2, когда проводил эксперименты с 6П3С-Е перетыком, т.к. при бОльшем токе на них было заметное падение напряжения. Поставил резистор для разрядки емкостей после выключения усилителя. Заменил подстроечные резисторы в цепи смещения на многооборотные.
Есть идея, попробовать заменить выходные лампы на 6П7С, чтобы получить предствление о звучании такой комбинации ламп... По отзывам, 6П6С в этой тройке лидирует. Тем не менее, хочется проверить это на свой ух.
20.11.12
Пробовал связку 6П7С+6Н8С. Звучание очень понравилось, однако, аноднику было тяжеловато. В процессе борьбы с фоном 100Гц после кенотрона, пришлось поставить ещё один дроссель. В общем, окончательный вариант в связке 6Н8С(SRPP)+6П6С выглядит так:
По завершению проекта, появилось желание сделать новый усь на 6Н7С с обычным питанием на диодах. Что будет в драйверном каскаде - пока не решил, но точно не 6Н9С...:)
25.01.2015
Более правильная нагрузочная характеристика, на мой взгляд, для пентода 6П6С в триодном включении:
Здесь выбрано Ra=6кОм, ток покоя Ia0=40мА, Анодное напряжение Ua=300В, напряжение сеточного смещения около Uсм=-20В.
C целью уменьшения эквивалентного сопротивления (Ra), можно попробовать ставить две лампы в плече в параллель...
07.02.2016
Вернулся к этому проекту. Много экспериментировал с рабочей точкой ламп выходного каскада. Выходное напряжение в схеме с кенотроном сильно зависит от ёмкости первого конденсатора, ёмкость которого по паспорту не должна превышать 4мкФ. Однако, амплитуда "пилы" при такой ёмкости в моем случае составила 80В. Нужно иметь дроссель с хорошей индуктивностью, чтобы эффективно подавить такие пульсации. С ёмкость 10мкФx400В МБГО амплитуда пульсаций на этом конденсаторе уменьшается примерно в четверо, выходное напряжение увеличивается примерно на 20В и т.д.. Так же, на форумах ходит много разговоров о том, что от типа данного конденсатора сильно зависит звук. Рекомендуют до дросселя ставить металлобумажные ёмкости, что я и сделал.
Использовал программу SpectraLab с целью настройки такого тока покоя, при котором уровень третьей гармоники частоты 1кГц был бы минимальным. Оказалось, что при Ua около 320В и токе покоя в пределах 40мА, подавление третьей гармоники относительно основного тона составляло около 60дБ.
Вернулся к варианту 4мкФ при Ua - около 275В и токе покоя около 50мА. Напряжение смещения находится в пределах 12,5-14В. Подавление третьей гармоники превысило 70дБ (замеры производились с помощью карты Creative Audigy SB0570, сигнал снимался с нижней части делителя напряжения - 8Ом+0,25Ом).
Кроме того, звучание более высоковольтного варианта отличалось некоторой "тяжестью".
А вот так выглядит АЧХ, если немного увеличить громкость сверх максимально приемлемого уровня - сразу растёт лес гармоник. Кстати, так же выглядит АЧХ при выключении анодного напряжения, в течение разряда ёмкостей фильтра блока питания.
Записав трек с частой 1кГц по уровню "0дБ" в звуковом редакторе SoundForge, наблюдая максимальный уровень усиления сигнала на панораме SpectraLab до момента резкого роста гармоник, можно определить положение регулятора громкости, выше которого не имеет смысла её выкручивать... Исключение могут составлять диски, записанные не до максимального уровня. Как правило, все современные диски пишутся уже до "0дБ" на пиках. Можете воспользоваться моим тестовым диском, который я сделал для настройки УМЗЧ.
Переделал цепь смещения на управляющие сетки - поставил диодные мосты и дополнительные резисторы в делители напряжения. Пульсации на выходе этого узла заметно уменьшились. Подобрал сопротивление в одном из каналов каскада SRPP (цепь анод-катод), с тем, чтобы выровнять Ua на входных триодах между каналами.
Схема сейчас выглядит так:
Блок питания:
11.02.2016
Заметил ошибку в исполнении - не установил межкаскадные резисторы по питанию. Устранил. Так же, иначе проложил земляные провода от ёмкостей фильтров. Заменил ёмкости в катодах драйверов и фильтрах напряжения смещения. Практически, победил фон в каналах. Подвал сейчас выглядит так.
АЧХ каналов усилителя. Расшифровка названия файлов находится здесь. Добавка к названию файла "ЛК" - для левого канала, без этой добавки - правый канал. Легко сопоставлять АЧХ для обоих каналов...
Мне пока непонятна природа повышенного уровня гармоник в левом канале (хорошо заметно на скринах 20-ЛК, 26-ЛК, 58-ЛК, 60-ЛК). Замена ламп драйверного и выходного каскадов абсолютно ничего не даёт - результат идентичный. Есть предположение, что причина может быть в том, что каскады SRPP в каналах распаяны несимметрично, т.е. в одном канале используется, условно говоря, второй триод на входе, а в другом - первый. Либо, такой эффект даёт отличие в рабочей токе триодов разных каналов. Впрочем, сегодня я это проверю...
Наткнулся на потрясающий материал! Похоже, ответ на мой вопрос описан здесь... буду разбираться.
12.02.2016
Ловлю себя на мысли, что процесс настройки и определения зависимостей влияния компонентов (изменение их номиналов, схемотехника) на результат (звук, параметры и т.п.) интереснее, чем само прослушивание музыки после сборки усилителя...
Удивительный для меня факт, но симметричная распайка триодов лампы каскада SRPP серьёзно повлияла на режим работы нижних триодов. Напомню, что простая замена ламп не приводила к этому. Заметный разбаланс анодных напряжений триодов сохранялся неизменным. Триоды между каналами были распаяны зеркально, а вот после идентичного выполнения соединений триодов (вход сигнала каждого канала на один и тот же физический контакт двойного триода и т.п.), режимы так же стали идентичными. Скажем, сейчас режим работы каскада таков: общее анодное напряжение - 276В, Ua триода - 140В, Uk триода - 3.3В, Ia триодов - 10мА, Rk верхнего триода - 160Ом, Rk нижнего триода - 300Ом. Зависимости такие: при увеличении сопротивления Rk верхнего триода, падает общий ток, падает Ua нижнего триода, падает Uk нижнего триода и наоборот.
Оглядываясь на статью, ссылку на которую я давал выше, замечу, что предложенная там идея увеличения вдвое сопротивления катодного резистора верхнего триода у меня не реализована. Скорее, наоборот - сопротивление этого резистора ниже сопротивления катодного резистора нижнего триода. Изменить этот режим не позволяет недостаточный уровень анодного напряжения каскада. Иначе, триоды будут работать в более нелинейном участке своей характеристики... Вольт-амперная характеристика двойного триода 6Н8С.
Так же, меня сильно поразил факт влияния значения сопротивления нагрузки каскада SRPP (через него же подаётся напряжение смещения выходного каскада) на уровень второй гармоники. С уменьшением номинала сопротивления нагрузки, существенно уменьшается уровень второй гармоники, однако, это сопровождается заметным спадом в НЧ-области, что не приемлемо, на мой взгляд (АЧХ наблюдалось на выходе усилителя, а не каскада SRPP). Остановился на неком промежуточном варианте, когда заметный спад начинается где-то в области 40-50Гц, а уровень второй гармоники находится на 40дБ ниже уровня основного тона на максимальной громкости, после которого начинается резкий рост всех гармоник.
Собственно, дело за подбором в пару выходных ламп. К сожалению, запаса 6П6С на данный момент у меня нет и выбирать особо не из чего. Тем не менее, основные зависимости и тенденции, в целом, мне понятны...
13.02.2016
Закончил с настройкой усилителя (назвал его "Кассиопея") и, собственно, свои изыскания с данной комбинацией ламп, как и входным каскадом по схеме SRPP. Ещё раз промерил все напряжения по каскадам и откорректировал последний вариант схемы (см.выше).
Некоторый дисбаланс в уровне подавления второй гармоники в одном из каналов связан с конкретными экземплярами ламп. Это многократно проверялось путём смены их местами. Так же, относительные уровни измерений в SpectraLab могут отличаться от соотношений плеч в делителе напряжения сопротивления нагрузки, типа звуковой карты, настроек уровней входа-выхода и т.п. В конечном итоге, я воспользовался генератором самой программы и установил полосу панорамы 48кГц, что позволяет использованная мною звуковая карта. Наглядно видно, что АЧХ усилителя с лихвой перекрывает стандартный звуковой диапазон в 20кГц.
"Рассыпаться" в оценке звучания усилителя не стану, т.к. это весьма и весьма субъективно. Для себя ставлю его между первым на 6Ф5П ("Танчик") и моноблоками на 6П43П (название пока не придумал). Но в первом, выходные трансформаторы проще и дешевле, а в моноблоках - шедевры от самого А.Шалина. Так что, сравнение не может быть корректным...
Удачи вам в сборке и, главное, настройке ламповых усилителей. Успешного поиска своего звука!
|