ред.03.05.2024
28.04.2024
Небольшая заметка о том, каким образом можно подавать аудио сигнал в цифровом виде в трансиверы с USB-интерфейсом (ICOM IC-7300, Malamute MII и т.п.). Идею подал Дмитрий R3PAM, использующий подобное решение с трансивером SunSDR 2 Pro.
Суть подачи аудио сигнала в трансивер по цифре заключается в том, что предварительно, вы можете обработать аудиосигнал в любой программе, способной производить обработку звука "на лету". Это может быть какая-либо программа DAW (цифровая рабочая станция) или узконаправленное приложение типа Waves MultiRack. При таком способе подачи подготовленного (обработанного) звука в трансивер посредством интерфейса USB, вы не привязаны к конкретному типу тангенты аппарата, минуете аудиокодек, не ограничены возможностями обработки звука самого аппарата.
Цепочка обработки звука может выглядеть, например, так: конденсаторный микрофон>>микшерный пульт с фантомным питанием и предусилителем>>звуковая карта>>программа обработки звука на лету>>трансивер. Или, скажем, так: микрофон>>внешняя звуковая карта с фантомным питанием и предусилителем, подключенная к компьютеру по USB>>программа обработки звука>>трансивер.
У меня реализована следующая схема прохождения и обработки сигнала: конденсаторный микрофон>>внешняя звуковая карта Steinberg UR242>>DAW Studio One>>Malamute MII.
Здесь на скриншоте показана только часть плагинов в цепочке (пресет) программы DAW, для общего представления т.с.. Дело в том, что наработки радиолюбителей в области обработки звука, нередко, являются предметом интеллектуальной собственности и авторы "своего звука" не всегда желают делиться способом и деталями его настройки...
Общий подход к построению пресета (подобранная и сохранённая последовательность настроенных плагинов) обработки звука должен строиться по следующему главному принципу (с моей точки зрения): входной и выходной уровень сигнала каждого модуля должен быть максимальным, но не должен превышать отметку "0dB". Каждый предыдущий плагин не должен перегружать последующий, выходной уровень каждого плагина не должен уходить в зону клиппинга. То же самое касается и уровня сигнала, подаваемого на вход трансивера. Индикатор ALC (если он есть) не должен превышать отмету "0dB" на максимальных уровнях сигнала. Так же, к общей последовательности обработки звука я бы отнёс обязательное наличие компрессора, эквалайзера и ревербератора.
Если использовать программу Waves MultiRack, то нужно сделать два идентичных река простым дублированием с последовательностью плагинов в параллель, для увеличения выходного уровня сигнала на 6dB.
Звук с данным пресетом от R3PAM можно послушать по этой ссылке.
Возможен и другой вариант коммутации входа-выхода в рэке, при котором уровень сигнала получается максимальным (нагрузка на процессор, кстати, здесь заметно меньше):
Здесь реализована следующая схема прохождения и обработки сигнала: электретный микрофон Октава МКЭ-215-2>>внутренняя PCI звуковая карта ASUS XONAR D1>>MultiRack>>Malamute MII.
Кстати, из нескольких опробованных вариантов ASIO-драйверов, только у драйверов от FL-Studio есть возможность выбрать разные устройства входа и выхода. Именно при таких настройках звук идёт по цифре в трансивер.
Описание варианта обработки сигнала в DAW потребует отдельного материала и здесь этот аспект рассматриваться пока не будет...
Настройки для ICOM IC-7300 показаны в виде фото с экрана аппарата (предоставил Сергей R2BBJ). Способ обработки звука на компьютере не имеет значения. Главное, что передаваться от компьютера в трансивер сигнал будет по цифре посредством интерфейса USB.
В Malamute MII не предусмотрена возможность подачи аудиосигнала на линейный вход (данная опция аудиокодека не задействована программно и не реализована аппаратно в виде отдельного входа). Подавать же обработанный сигнал линейного уровня с предварительной аттенюацией на тангентный вход трансивера - кривое решение, я бы сказал...
Однако, благо, есть возможность "завести" аудиосигнал в аппарат по цифре. Для этого, в аппарате Malamute MII достаточно переключить режим MIC на USB. Необходимо контролировать уровень сигнала при передаче по цифровым значениям в dB на экране (как правило, значение может достигать +52-56dB) и по визуальному отображению сигнала SSB на панораме трансивера. Так же, можно отключить AGC (Off) на передачу. Замечу: уровень MIC Gain и штатная обработка звука в трансивере (ротатор, эквалайзер, эхо) в этом режиме работать не будут. Переключаясь из режима USB в режим MIC и работая на передачу с тангенты, можно сравнить уровни сигнала - они не должны сильно отличаться по амплитуде. Т.е. уровень подаваемого аудиосигнала можно косвенно оценить при передаче.
Дам несколько ссылок на программные компоненты для компьютерной обработки звука (как вы понимаете, есть ещё аппаратная обработка физическими блоками, типа процессоров эффектов, компрессоров, эквалайзеров и т.п.):
DAW Studio One (Можно скачать ознакомительную версию на 30 дней): https://www.presonus.com/en/studio-one.html?rdl=true
DAW REAPER (ознакомительная версия на 60 дней): https://www.reaper.fm/download.php
VST-плагины Waves, которые будут использоваться в программе DAW (сначала устанавливается фирменная оболочка, в которой выбираются компоненты для скачивания): https://www.waves.com/downloads/central
Демо вариант может работать полноценно 7 дней или можно выбрать вариант, у которого периодически будет отключаться звук. Для полноценной работы придётся покупать или отдельные плагины или пакеты. Мне, например, нравится пакет Renaissance Maxx.
При успешной инсталляции обоих программных компонентов, можно заниматься экспериментами по обработке звука. Так же, замечу, что вся работа ведётся с использованием драйверов ASIO. Можно использовать либо родные драйверы от внешней звуковой карты, либо драйверы от DAW FL Studio (необходимо отдельно проинсталлировать эту программу), которые очень хорошо себя показали в работе с любыми сочетаниями DAW и внешних устройств.
Ниже - скрин настройки ASIO-драйвера в программе Studio One:
Пример звучания до обработки:
после обработки (без претензии на безупречный звук):
Запись через websdr (к сожалению, калибровка частоты на приёмнике не выполнена должным образом):
Другой вариант обработки исключительно плагинами из пакета Ренесанс Макс:
Настроенная АЧХ для электретного микрофона в полосе 3кГц (небольшой подъём на первой гармонике и после 2,5кГц):
Настройка пресета под конденсаторный микрофон со внешней звуковой картой и подачей сигнала в Malamute MII по USB:
Продолжение следует...
|